Идея эта очень правильная, но ее реализация осложняется тем, что компании СМБ-сегмента не имеют достаточного количества средств на автоматизацию. Она идет, но медленно. А значит, и востребованность программного обеспечения для таких компаний растет медленнее, чем хотелось бы. В этом отличие ситуации на российском рынке ИТ-услуг от мирового: там именно средний и малый бизнес (и именно сегмент SaaS) является определяющим с точки зрения доходов. По оценке российского аналитического агентства iKS-Consulting, в ближайшие годы SaaS-рынок будет расти в среднем на 23% в год и по итогам 2022 года может достичь 155 млрд. рублей.
Первая волна маркетплейсов возникла еще до кризиса 2013-2014 годов, но это были единичные примеры. Затем из-за кризиса СМБ-сегмент не имел возможности инвестировать в автоматизацию, и тема маркетплейсов не развивалась. Сейчас ситуация снова выравнивается. Будет ли маркетплейс успешным, зависит от нескольких факторов: надежности платформы, удачного выбора представленных сервисов, доступности их для потребителей в плане цены и удобства использования и активности продвижения. Поэтому наиболее вероятно, что борьба за успех на этом рынке развернется между крупными компаниями, у которых уже есть проектный опыт и технологические компетенции.
Рынок маркетплейсов будет развиваться по нескольким направлениям: персонализация предложений под конкретного клиента, возможность использовать сервисы из нескольких маркетплейсов из единого центра управления, усиление мер по защите информации, обрабатываемой с помощью приложений из маркетплейсов и облачных хранилищ. В России к этим глобальным трендам прибавится задача преодоления цифрового неравенства между центром и регионами. Это очень важно для стабильного развития экономики и роста СМБ-сегмента. Поэтому СБКлауд развивает свою партнерскую программу, в рамках которой создать маркетплейс на нашей облачной платформе может любой наш партнер - в столице или регионе, быстро и практически без инвестиций.
Бум уйдет: маркетплейсы превратятся из новинки в стандартный бизнес-инструмент уже в ближайшие годы, так как позволяют решить одну из главных задач бизнеса: эффективно тратить ресурсы, избежать непрофильных расходов на ИТ и при этом обеспечить нужную скорость развития. Подчеркнем, что через маркетплейс программу не покупают - ее арендуют и используют столько, сколько это нужно для решения бизнес-задач: постоянно или периодически. То есть, вместо капитальных затрат, инвестиций в ИТ, заказчик несет только операционные - платит за то, что реально использует. При этом провайдер предоставляет техническую поддержку, консультации - по сути, становится внешним ИТ-отделом заказчика.
Например, специалисты технической поддержки СБКлауд по запросу клиента могут помочь с развертыванием бизнес-приложения. Но мы позаботились, в первую очередь, о том, чтобы нашим клиентам было удобно самостоятельно работать с нашей платформой. СБКлауд создана именно как бизнес-инструмент, для работы с которым нужна минимальная помощь ИТ-специалистов.
Кроме того, маркетплейсы будут становиться более удобными и персонализированными: на основе аналитики по использованию различных бизнес-приложений провайдер сможет предлагать клиентам не только более выгодные тарифы, но и комплекты программ, сервисные предложения (ПО+услуги). Очень интересным направлением развития может стать совместная разработка приложений: когда клиент сможет с помощью маркетплейса коммерциализировать свои внутренние разработки. В целом, маркетплейс и платформа, на которой он развернут, станут основой для экосистемы компаний, которые разрабатывают, предоставляют и используют различные приложения и ИТ-услуги. Это создаст базу для ускоренного развития рынка и увеличения доли инновационных российских ИТ-решений для бизнеса .