Блог компании СБКлауд
Новости Cloud S3 IaaS РУСТЭК VDI

По модели мультиоблака

По мере развития облачных платформ, поддерживающих мультиоблачность, потенциальных пользователей интересуют детали, на которые следует ориентироваться при выборе необходимых ресурсов. Каковы возможности и целесообразность применения таких ресурсов в зависимости от производительности, удобства управления и задач, актуальных для той или иной компании? На вопросы журнала Connect ответил директор по продукту РУСТЭК компании СБКлауд Алексей Черевков.

Различия между мульти- и гибридным облаками
Мы живем в мире не только терминов, но и их трактовок. Поэтому вначале определимся с понятиями. Раздел «Термины и определения» включен во все ГОСТы, технические задания и другие документы. В ИТ-индустрии предпочтение отдается определениям, сформулированным NIST (National Institute of Standards and Technology – Национальным Институтом стандартов и технологий Министерства торговли США). Многие из этих определений представлены и в ГОСТах. Например, в ГОСТ ISO/IEC 177882016 даются следующие определения типов облаков (почти дословный перевод NIST SP 800-145):
  • публичное облако – это модель развертывания облачных вычислений, в которой службы облачных вычислений потенциально доступны любому потребителю службы облачных вычислений и ресурсы управляются поставщиком службы облачных вычислений;
  • частное облако – модель развертывания облачных вычислений, в которой службы облачных вычислений используются исключительно единственным потребителем службы облачных вычислений и ресурсами управляет тот же потребитель облачных вычислений;
  • гибридное облако – модель развертывания облачных вычислений, использующая по крайней мере две модели. Включенные развертывания остаются при этом уникальными единицами, но связаны соответствующей технологией, которая обеспечивает функциональную совместимость (интероперабельность), переносимость данных и переносимость приложений.
Следует подчеркнуть, что гибридное облако представляет собой несколько взаимосвязанных облаков, обладающих определенной степенью балансировки рабочей нагрузки, интеграции, оркестрации и общей целью.

Что касается мультиоблачности, то это относительно новый тренд. Официального определения у него нет, но исходя из проектной практики СБКлауд мы предлагаем следующую трактовку. Мультиоблако – это модель развертывания вычислений, в которой используются несколько независимых облачных платформ (частных или публичных) от разных облачных провайдеров для решения различных задач. Отличия мульти- от гибридного облака вытекают из определения. Мультиоблако означает применение разных облаков для выполнения различных задач. Гибридное облако представляет собой несколько взаимосвязанных облаков, разных моделей развертывания, решающих единые задачи. Например, внешний портал, расположенный в публичном облаке у стороннего провайдера, использует данные, хранящиеся в вашем частном облаке (пусть и находящемся у того же провайдера). Далее под термином «мультиоблачность» подразумеваются обе модели развертывания.

Задачи мультиоблачности
Очевидно, что компании, использующие или планирующие выбрать мультиоблачность, переносят часть своей инфраструктуры на облачную платформу. Что же мешает им развиваться в рамках единого облака? Как всегда, основная причина – желание уменьшать стоимость владения при сохранении темпов бизнеса и дополнительная – повышение конкурентности бизнеса.
Еще на одну причину, причем относящуюся к ключевым, указывает Gartner: устранение зависимости от поставщика услуг (платформ). Другие задачи, решаемые в результате перехода от монооблачной инфраструктуры к мультиоблачной, можно распределить по четырем группам. Первая группа предусматривает снижение затрат на инфраструктуру. Этого можно добиться путем выделения нескольких пулов (в зависимости от требований SLA, отказоустойчивости, задержек, скорости ответа и т. д.) и передачи их облачным провайдерам, предлагающим различные условия обслуживания. Не секрет, что при предоставлении ресурсов облачные провайдеры используют переподписку.

Мультиоблако – это модель развертывания вычислений, в которой используются несколько независимых облачных платформ (частных или публичных) от разных облачных провайдеров для решения различных задач.

Иными словами, продают одни и те же вычислительные мощности несколько раз, так как по статистике в единицу времени в среднем используется только около 30% запрашиваемых мощностей. Коэффициент переподписки во многом и определяет стоимость предоставляемых ресурсов. Кроме того, на стоимость оказывают влияние глубина резервируемости инфраструктуры, про наличие услуги резервирования данных, скорость реагирования и режим работы службы технической поддержки и т. д. Так, например, высоконагруженные ресурсы разумно размещать на базе инфраструктуры с наименьшим коэффициентом переподписки. При этом можно не предъявлять серьезные требования к другим составляющим облачной инфраструктуры. Бизнес-критичные данные, естественно, требуют резервирования.
У каждого облачного провайдера свои сильные и слабые стороны, которые могут изменяться со временем. Балансируя ресурсы между различными облаками, можно значительно снизить стоимость владения и при этом повысить качество собственной инфраструктуры. Еще один способ снижения затрат на инфраструктуру – устранение избыточности в случае непредвиденного (или запланированного) повышения нагрузки и оперативного подключения сторонних облачных ресурсов.
Актуальность этого тезиса показала текущая ситуация с удаленной работой. Многие компании, в том числе крупные, ощутили нехватку мощностей собственных облаков. Известны случаи, когда запрашиваемые объемы в текущий момент времени не смог обеспечить ни один российский провайдер. Закупка в кратчайшие сроки была невозможна, да и ИТ-специалисты понимали, что через некоторое время оборудование будет простаивать и компания понесет прямые убытки. Очевидный выход – развертывание инфраструктуры сразу у нескольких облачных провайдеров. Компании, которые неоднократно сталкивались с подобной ситуацией, резервируют мощности у нескольких провайдеров, чтобы при необходимости быстро нарастить их по требованию.
Одной из основных причин перехода к мультиоблачности в 2019 г. аналитики назвали стремление избежать зависимости от ценовой политики конкретного поставщика. Известно, что клиент, проработавший около года на облачной инфраструктуре, попадает в зависимость от провайдера и до последнего будет откладывать миграцию на другое облако. Ведь переезд связан со значительными финансовыми и временными затратами, практически всегда влечет за собой остановку сервисов. Фраза «один переезд равен двум пожарам» применима и к данной ситуации. Неслучайно инфраструктуру развертывают у разных провайдеров, периодически синхронизируя резервные копии, чтобы в случае необходимости можно было мигрировать в новое облако. Очевидно, что описываемые действия нельзя рассматривать отдельно от других факторов, например уменьшения стоимости владения и от ситуации в конкретной компании (зрелости ИТкоманды, размера инфраструктуры и т. д.).
Для оптимизации затрат на инфраструктуру компании предпочитают перекладывать значительную часть поддержки инфраструктуры на внешнего поставщика. В большей мере это касается средних компаний: для них содержать большой штат ИТ-специалистов дорого, да и не нужно. В рамках такой схемы поддержание системной инфраструктуры берет на себя облачный провайдер, а специалисты компании обслуживают специализированное программное обеспечение. Вторая группа задач, решаемых в результате перехода от монооблачной инфраструктуры к мультиоблачной, связана с обеспечением непрерывности бизнеса путем резервирования инфраструктуры в облаках разных провайдеров, расположенных в удаленных дата-центрах. К третьей группе относятся задачи по оптимизации инфраструктуры и повышению конкурентного преимущества.

Балансируя ресурсы между различными облаками, можно значительно снизить стоимость владения и при этом повысить качество собственной инфраструктуры.

Один из подходов предусматривает перенос сервисов ближе к конечному потребителю, что актуально для компаний с географически распределенной инфраструктурой. От классической централизованной архитектуры часто отказываются в пользу распределенной с несколькими узлами ответственности. В локальных облаках развертываются приложения, характерные и кастомизированные для данного региона. Существенно снижаются задержки, что критично для ряда сервисов, например VDI, упрощается администрирование. При этом у центральной платформы управления всегда должна быть возможность взять на себя управление. По мере организации удаленных рабочих мест компании предпочитают пользоваться сервисами VDI, и здесь не обойтись без локализации ресурсов. Как показывает наш опыт, максимальный радиус облака для VDI, при котором сохраняются условия комфортной работы, составляет примерно 500 км. У одного из наших российских заказчиков офисы по всей стране, и каждый имеет собственный домен. Формирование доменов пользователей под локальным управлением актуально, например, для организаций, желающих снизить нагрузку на сеть, центральные серверы и ИТ.
Еще один способ – вынесение части ресурсов во внешние облака для увеличения производительности, балансировки, посещаемости. При этом часть данных остается в частном облаке организации. Четвертая группа задач обусловлена требованиями законодательства, что предполагает хранение и обработку данных в аттестованных платформах, размещение данных на определенных территориях (это касается в основном международных компаний). Как видим, у мультиоблачности достаточно преимуществ, привлекательных для средних и крупных компаний, уже погруженных в этот мир. Если средние компании заинтересованы прежде всего в снижении стоимости владения инфраструктурой, то крупные предприятия, насчитывающие тысячи сотрудников, разбросанных по всей стране, связывают переход к мультиоблачности с оптимизацией инфраструктуры.

У мультиоблачности достаточно преимуществ, привлекательных для средних и крупных компаний, уже погруженных в этот мир.

Ложка дегтя
Как всегда, не обходится без ложки дегтя, причем большой. По мере увеличения количества используемых облаков возрастает сложность управления и контроля. А это, в свою очередь, может повлечь за собой усложнение бизнес-процессов, увеличение штата ИТ-персонала, необходимость найма дорогостоящих сотрудников, закупку систем управления. В результате можно получить не уменьшение расходов и повышение удовлетворенности сотрудников от работы в такой инфраструктуре, а хаос, значительное увеличение расходов и поток жалоб. Следует иметь в виду, что чем крупнее компания, тем весомее последствия ошибочных решений.

***
Таким образом, прежде чем принимать решение о выборе ресурсов, необходимо оценить зрелость собственной инфраструктуры, изучить рынок облачных провайдеров, подобрать средства управления мультиоблаками, оптимальные для достижения конкретных целей. Как показывает практика, такие задачи лучше доверять профильным компаниям-интеграторам.