Блог компании СБКлауд
Cloud ML Аналитика

Крупный бизнес не спешит внедрять машинное обучение

По данным НАФИ, 80% крупных бизнесов в стране используют автоматизацию в бизнес-процессах. На каждом пятом предприятии автоматизированы все бизнес-процессы. В будущем количество автоматизированных бизнес-процессов на предприятиях продолжит расти. Такой прогноз дали 93% опрошенных представителей компаний. Причины дальнейшего роста уровня автоматизации процессов: повышение конкурентоспособности (80%), экономия производственных затрат (69%), повышение качества решений по автоматизации (53%), их удешевление (35%), имиджевая необходимость использования автоматизации (31%), дефицит человеческих ресурсов (12%).

Несмотря на то что автоматизированные бизнес-процессы применяются в большинстве компаний, машинное обучение используется только на каждом третьем предприятии (33%). На большинстве крупных предприятий ИТ-директора знают о машинном обучении в общих чертах (62%), в подробностях - только 18%/ Чаще всего машинное обучение используют для организации продаж (56%), обслуживания (44%) и логистики (33%). В ближайшие два-три года машинное обучение в компаниях планируют применять в первую очередь для оптимизации производства (40%), аналитики и исследований (35%), маркетинга (29%).

Согласно исследованию, основной драйвер внедрения машинного обучения на предприятиях - сокращение текущих расходов (44%). Дополнительные предпосылки - повышение производительности труда (36%), оптимизация взаимодействия подразделений (35%), сокращение сроков принятия решений (29%), сокращение сроков анализа данных (29%). Наиболее распространенные барьеры к внедрению машинного обучения - необходимость перестройки существующих бизнес-процессов (31%), неготовность персонала (29%), недостаточный уровень цифровизации в организации (27%). По информации НАФИ, технологии машинного обучения используют в государственном управлении (57%), ретейле и торговле (37%), промышленности и энергетике (32%). Опрошенные представители медицинских и фармацевтических компаний пока только планируют внедрять машинное обучение.

В сфере госуправления в опрошенных компаниях машинное обучение чаще всего применяется для управления персоналом и подбора кадров (50%). При этом организации планируют внедрить его также в аналитику и исследования (43%). Основным барьером для внедрения машинного обучения представители предприятий госсектора назвали кибербезопасность, а основным драйвером - повышение производительности труда персонала (и то, и другое упомянули 72% опрошенных).

В ретейле и торговле самый высокий процент внедрения машинного обучения приходится на продажи (86%). Представители этих компаний также планируют внедрить его в логистику (42%), в оптимизацию производства и маркетинг (по 37%). В первую очередь их удерживает от внедрения машинного обучения необходимость перестройки существующих бизнес-процессов (42%). Основным драйвером внедрения также является снижение издержек (58%).

В промышленности и энергетике, по информации НАФИ, машинное обучение чаще всего интегрировано в оптимизацию производства (68%) и логистику (50%). Планы внедрить машинное обучение есть у 48% компаний в сфере промышленности и энергетики. Барьерами для них являются неготовность персонала и нехватка доступной информации о машинном обучении (по 37%), а драйверами - сокращение сроков анализа данных и снижение текущих расходов (по 42%).

Представители опрошенных компаний в сфере медицины и фармацевтики больше всего стремятся начать применять машинное обучение в аналитике и исследованиях (71%), а также в маркетинге (57%) и оптимизации производства (43%). В первую очередь их останавливает нехватка доступной информации о машинном обучении (71%), а стимулируют перспективы улучшения имиджа организации (57%), сокращение срока принятия решений и повышение эффективности разработок (по 43%).

Больше 50% финансовых респондентов - банки, страховщики - признались, что видят необходимость перестройки существующих бизнес-процессов для внедрения машинного обучения и готовы заняться этим в ближайшие два-три года. Компании финансового сегмента так рассчитывают повлиять на качество обслуживания, снизить расходы и сократить сроки принятия решений.

В целом 47% крупных предприятий обладают штатными специалистами, способными внедрить машинное обучение. Опрошенные разделились в предпочтении, как внедрять такие технологии - своими силами (40%) или привлекать для этого профессиональные ИТ-компании (38%).

"На основе полученных данных мы предполагаем, что в течение ближайших пяти-семи лет нас ожидает период активного перехода на использование машинного обучения, систематизации данных и накопления опыта. Рассчитываем на плавный рост, который будет заключаться в том, что компании, уже использующие МО, будут расширять область его применения, а не использующие - постепенно внедрять данную технологию", - прогнозирует руководитель исследовательских проектов НАФИ Всеволод Хоменко.

Опрос проводился НАФИ в сентябре 2019 г. в форме онлайн-интервью с представителями крупного бизнеса и госорганов. Объем выборки - 51 респондент. Под автоматизацией организационных процессов в исследовании понимают перенос рутинных процедур или типовых задач под контроль цифровой информационной системы. Под машинным обучением подразумевают процесс, в ходе которого искусственный интеллект обрабатывает большое количество примеров, выявляет закономерности и использует их, чтобы анализировать и прогнозировать характеристики новых данных.

Директор по перспективным сервисам компании "СБКлауд" Вячеслав Самарин на запрос ComNews ответил, что ожидает увеличения применения ML. Барьерами роста, с его слов, могут стать недостаточный уровень автоматизации бизнес-процессов и нехватка собственных ресурсов компаний для обработки больших объемов данных. Однако, отметил Вячеслав Самарин, способ преодолевать эти препятствия уже известен: можно арендовать готовые сервисы и ресурсы у специализированных провайдеров.

Машинное обучение - один из ключевых ИТ-трендов, и наиболее готовы к нему отрасли, где накоплен опыт сбора и обработки больших массивов данных. "По нашей оценке, машинное обучение широко применяется в банковском секторе - в исследовании он, очевидно, отнесен к ретейлу - для оценки кредитных рисков, таргетированных маркетинговых акций, прогноза спроса на различные услуги. Машинные технологии также активно внедряются в сферу HR для обучения сотрудников, первичного отбора соискателей на массовые позиции, прогнозирование кадровых потребностей", - говорит Вячеслав Самарин.

Источник: портал ComNews