Блог компании СБКлауд
2020-12-20 17:44 Ритейл IaaS Аналитика Новости

Оптимизация затрат на ИТ-инфраструктуру: возможности и препятствия

На вопросы редакции журнала "IT-менеджер" ответил исполнительный директор СБКлауд Георгий Мегрелишвили. 

1) Какие проблемы в плане поддержки ИТ-инфраструктуры чаще всего испытывают компании?
Их можно разделить на две группы: технические и стратегические. Проблемы технического характера, как правило, описываются фразой «так исторически сложилось»: когда ИТ-ландшафт компании состоит из разрозненных ИТ-систем, с большим количеством собственных доработок, и чем дальше, тем больше ресурсов нужно, чтобы он соответствовал требованиям бизнеса. Особенно сейчас, когда скорость изменений и уровень неопределенности беспрецедентны.

Проблемы стратегического характера, как правило, «наслаиваются» на технические сложности и одна из ключевых причин – отсутствие диалога между бизнесом и ИТ, совместной работы над формированием стратегии развития и ее реализацией. В этом случае мы можем увидеть количественные изменения (закупается больше нового оборудования, внедряются более современные ИТ-решения), однако это лишь усложнит проблемы технического характера. Такой подход приводит к тому, что ИТ остается центром затрат, а не бизнес-партнером.

2) Какое место среди этих проблем занимает поддержка устаревающего оборудования и систем?
По-прежнему значительно, хотя стоит отметить, что к 2020 году многие крупные компании уже успели реализовать масштабные проекты по модернизации ИТ-инфраструктуры или сформировать дорожные карты таких проектов. Однако проблемы не ограничиваются только устаревшим оборудованием: зачастую они коренятся в недостаточно зрелых, фрагментарных или слишком сложных бизнес-процессах. Например, когда большой объем данных вводится вручную, когда в филиалах используются разные ИТ-системы для сходных задач, а данные хранятся в локальных хранилищах вместо централизованного.

Если к этому добавить приложения, которые не поддерживаются уже вендорами или написаны собственными силами, мы получаем практически стандартный набор проблем. С таким «багажом» бизнес не может перестроиться быстро – а 2020 год как никогда ярко показал, что на рынке остаются те игроки, которые способны быстро адаптироваться к переменам. Например, розничная компания «Фрешмаркет» смогла всего за сутки перевести на удаленную работу более 200 сотрудников, когда были объявлены карантинные меры. И в немалой степени помогло то, что этот ритейлер изначально строил свой бизнес с максимальным использованием модели аутсорсинга, в том числе – ИТ-ресурсов, так как его стратегической целью было быстрое масштабирование. Другой пример – крупная финансовая компания, которая в сжатые сроки (6 месяцев) реализовала проект цифровой трансформации, включивший в себя перенос части ИТ-систем в облако. Ранее на этот проект отводилось порядка 3-5 лет.

3) Почему заказчики боятся приступать к процедуре оптимизации затрат? Чего они, как правило, опасаются?
Одно из следствий того самого «так исторически сложилось» - непрозрачность ИТ-инфраструктуры для самого заказчика. Аудит серверного оборудования, как правило, выявляет значительное количество ресурсов, которые не используются или используются под системы и данные, которые для бизнеса уже не актуальны. Аудит данных – большой объем дублированной или устаревшей информации. Аудит процессов – коммуникационные разрывы между департаментами, в результате чего информация теряется или доходит до адресатов значительно позже. Но если так происходит – значит, кто-то может извлекать пользу из такого положения дел. Как говорят классики детектива, «ищи, кому это выгодно».

Заказчики опасаются, что преобразования потребуют больше инвестиций (финансов, времени), чем планировалось изначально, что сложно будет мотивировать специалистов к проведению изменений и управлять возможными конфликтами (целей, ожиданий, сфер влияния). 

4) Внедрение средств мониторинга и анализа работы ИТ. Насколько это повышает эффективность затрат?
Как уже говорилось выше, мониторинг ИТ-систем и ресурсов необходим: он позволяет более эффективно использовать ресурсы и проактивно выявлять «слабые места» с точки зрения работы оборудования, обеспечения информационной безопасности, поддержки пользователей. 

Кроме того, данные такого мониторинга могут использоваться для формирования и тестирования различных моделей оптимизации – например, перехода к гибридному облаку, а также для расчетов необходимости в ресурсах – при модернизации собственной ИТ-инфраструктуры или рассмотрении предложений облачных провайдеров. 

5) Насколько эффективно внедрение облачных сервисов для оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру?
Это зависит от многих факторов: масштаба компании, характера ее деятельности, законодательных требований. В целом, облачные сервисы зарекомендовали себя как один из основных инструментов повышения эффективности ИТ на сегодняшний день, в том числе и с точки зрения оптимизации затрат на поддержку и развитие ИТ-инфраструктуры. Например, по прогнозам аналитической компании ResearchAndMarkets, к 2025 г. объем рынка облачных хранилищ превысит $137 млрд, а среднегодовой темп его роста составит 22,3%.

6) Как не надо делать. Типичные ошибки при оптимизации ИТ-инфраструктуры.
  • Планирование оптимизации ИТ-инфраструктуры без учета стратегических приоритетов бизнеса.
  • Отсутствие или низкое качество аудита ИТ-инфраструктуры в начале проекта. Перефразируя известную фразу об эффективном управлении, невозможно улучшить то, что невозможно измерить.
  • Пренебрежение «формальностями»: документированием процессов, конфигураций и архитектуры.
  • Экономия на резервировании данных – по оценке Gartner, она может стать причиной 90% проблем доступности данных в облаке
  • Выбор провайдера без предварительного тестирования его возможностей
  • Недостаточная детализация SLA, в том числе - с точки зрения зон ответственности.